вторник, 24 сентября 2019 г.




Рекомендации по формированию
лексико – грамматических категорий по теме «Игрушки»

1. «Один - много». Образование мн.ч. имени сущ. в родительном падеже.
 Кукла – куклы – кукол (мяч, кубик, мишка, собачка, пирамида, матрёшка, машина).

2. «Назови ласково». Образование имени сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Мяч – мячик и т.д. (шар, звезда, бусина, фонарь).

3. «Счёт игрушек». Согласование имени сущ. с числительными.
Один кубик – два кубика – пять кубиков и т.д.

4. «Назови, какая игрушка». Образование относительных прилагательных.
Игрушка из дерева – деревянная (из железа, из глины, из меха, из стекла, из пластмассы, из фарфора, из керамики, из резины, из гипса, из картона, из бумаги, из пластилина, из металла).
Игрушки для украшения елки (какие?) – елочные.
Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…
Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…
Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

5. «Мой, Моя, Мои». Согласование имени сущ. с местоимениями.
Мой – мяч, мишка, слон и т.д.
Моя – машинка, кукла и т.д.
Мои – игрушки, кубики и т.д.

6. «Он(а) – они». Согласование имени сущ. с глаголом.
Машина стоит – машины стоят.
Кукла спит – куклы спят.
Собачка лает – собачки лают.
Мяч лежит – мячи лежат.
Мишка ревёт – мишки ревут.
Машина едет – машины едут.

7. «Подбери признак». Согласование имени сущ. с имени прил.
Мяч (какой?) – резиновый, гладкий, новый, красивый, любимый, легкий и т.д.
Кукла (какая?) – большая, нарядная, фарфоровая и т.д.

8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа имени сущ.
Что? – синие шары и бумажные флажки
Нет чего? –  синих шаров и бумажных шаров
Радуешься, чему? – синим шарам и бумажным флажкам
Вижу, что? – синие шары и бумажные флажки
Доволен чем? – синими шарами и бумажными флажками
Говоришь о чём? – о синих шарах и о бумажных флажках.

9.  «Закончи предложение» (подобрать слова - действия).
В магазине игрушки можно (что делать?) – рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
Дома, в детском саду, на улице с игрушками можно (что делать?) – играть, мыть, отдавать, дарить, терять, ремонтировать, убирать.

10. Составить описательный рассказ про игрушку (по выбору), по плану:
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Что у неё есть?
Как с ней можно играть?

Комментариев нет:

Отправить комментарий